Зеленко Андрей Жаннович

Герой России
Зеленко Андрей Жаннович - заместитель командира авиационной эскадрильи 117-го Берлинского ордена Кутузова III степени военно-транспортного авиационного полка 61-й воздушной армии Военно-транспортной авиации, подполковник..
Родился 17 августа 1965 года в городе Бердичев Житомирской области Украины в семье офицера. Русский. Жил в городе Таллинн, столице Эстонии, здесь окончил среднюю школу. После окончания средней школы поступал в авиационное училище, но был «забракован» медицинской комиссией. Поступил в Таллинский политехнический институт, одновременно учился в Таллинском аэроклубе. На следующий год вновь предпринял попытку поступить в авиационное училище, на этот раз заключение медицинской комиссии было абсолютно положительным.
В 1987 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в частях Военно-транспортной авиации в Кировабаде, Таганроге, Укурее (Забайкалье), Сеща (Брянская область), Кречевицы (Новгородская область), Оренбурге, Твери и Иваново. . Поставил на крыло не один десяток молодых летчиков. В совершенстве освоил несколько типов самолетов (Ан-26, Ил-76). Участник боевых действий по восстановлению конституционного порядка в разных «горячих точках». В 1999 году окончил в Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина.
21 июня 2000 года заместитель командира авиационной эскадрильи подполковник Андрей Зеленко выполнял на Ил-76 рейс «Махачкала-Астрахань-Новосибирск». На борту находилось 220 дагестанских призывников и усиленный экипаж (12 человек). Во время полета аппаратура выдала сигнал о неполадках в работе некоторых систем самолета. Буквально через несколько минут одна за другой вышли почти все системы управления и датчики - отказ насосов подачи топлива из баков левого крыла, отказ гидросистемы, отказ управления механизацией, отказ шасси. Из-за подачи топлива только из баков одного крыла возник крен самолета, который со временем усиливался. В этих условиях командир экипажа сумел развернуть самолет к ближайшему аэродрому и около 30 минут вел почти неуправляемую машину. За это время возник пожар двигателей левого крыла, отказала система торможения в воздухе.
В этих условиях благодаря своему высочайшему летному мастерству командир сумел зайти на посадку. Несмотря на то, что взлетно-посадочная полоса была короче, чем требуется для самолетов такого класса, а самолет из-за отказа систем торможения садился со скоростью, в несколько раз превышающей допустимую, Андрей Зеленко ювелирно посадил горящую машину на самое начало полосы, чтобы иметь большее время для торможения на земле. При этом он принял меры для предотвращения паники среды призывников и разъяснения им порядка эвакуации из самолета, распределил силы экипажа и еще до посадки произвел открытие люков на выходах из самолета.
Пылающий самолет с бешеной скоростью прогремел по полосе, выкатился за ее окончание, и уже в степи у него подломилась передняя стойка. Сразу после остановки экипаж произвел эвакуацию всех пассажиров. Андрей Зеленко успел лично осмотреть самолет и убедиться, что никого в нем не осталось. Сам он покинул самолет последним, и только успел отбежать на безопасное расстояние, как огромный лайнер с несколькими тоннами горючего на борту взорвался. Благодаря героизму и мастерству командира экипажа все 232 человека на борту самолета остались живы. Более того, ни один человек не получил никаких травм. Причиной аварии стало короткое замыкание в одном из силовых кабелей отлетавшего все мыслимые сроки ИЛа.
Указом Президента Российской Федерации № 1534 от 19 августа 2000 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга подполковнику Зеленко Андрею Жанновичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
Этим же указом все члены основного экипажа были награждены орденами Мужества, а члены резервного экипажа - медалями Нестерова.
Продолжил службу в Военно-Воздушных Силах Российской Федерации. В августе 2003 года был назначен командиром 117-го Берлинского военно-транспортного авиационного полка (город Оренбург) По итогам 2004 года полк был признан лучшим среди полков ВТА ВВС. В сентябре 2005 года назначен заместителем командира 12-й военно-транспортной авиационной дивизии (город Тверь). С апреля 2007 года полковник Зеленко - командир 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП ПЛС) военно-транспортной авиации (ВТА) РФ в городе Иваново. С 2009 года – в запасе.
Работал в ФГУП «Оренбургские авиалинии» инженером по контролю лётной эксплуатации. С 1 апреля 2013 года - военный комиссар Оренбургской области. Живет в городе Оренбурге.

Награжден медалями.